Атеология    αθεολογιΑ

Атеистическая философия.  


Причины веры.

Религия, вера и суеверия - весьма характерные для общественного сознания явления. Повсеместное их возникновение является не непосредственным следствием необходимости для психологии человека и общества, а проявлением склонностей человеческого разума. Предрасположенность человеческого сознания к вере и суевериям имеет вполне логичные эволюционные причины.

Причины веры людям. Большая часть религиозных верований опирается на склонность людей доверять другим людям, общественному мнению, авторитетам. Эта склонность в ходе формирования человека давала постоянное преимущество. Предупрежденный об смертельной опасности человек в случае доверия этой информации имел больше шансов выжить и, соответственно, передать "доверчивые" черты своего характера по наследству, чем скептик. Те из людей, кто на слово поверил, что в реке плавают крокодилы, и не стал рисковать, проверяя эту информацию опытным путем, получает эволюционное преимущество. Цена опытной проверки здесь может быть слишком высока (жизнь) при относительно небольшой экономии ресурсов скептиком (трата сил на окружной путь). Даже в случае ложности информации об опасности поверивший всего лишь напрасно тратит некоторое количество своих ресурсов. При реальности угрозы он сохраняет жизнь.

Другой механизм получения преимущества через веру людям - использование их знаний о закономерностях мира. Человек, поверивший, например, старожилу относительно способа улучшения урожая или охоты в среднем получает экономическое преимущество: в случае, если совет верен, выгода очевидна; в случае ошибки советчика - заявлении им о закономерности, которой на самом деле не существует, наиболее вероятно, что результат будет просто случайным. При небольшом повышении затрат сил на ложные закономерности в среднем индивид получит выгоду от доверия мнению и знанию людей.

Причины суеверности. Причина предрасположенности человеческого разума к суеверию во многом аналогична причине вере авторитетному мнению. Если человек оказался способен распознать закономерность в окружающем мире, он получает преимущество в выживании. Если он ложно распознал несуществующую закономерность, он, хотя и теряет некоторое количество сил, обычно не несет существенного ущерба. Если же он пропустил закономерность, несущую угрозу, он получает значительный ущерб. В среднем индивид получает меньше убытка от учета несуществующих закономерностей, чем от пропуска существующих. Такое эволюционное преимущество формирует разум, ориентированный на поиск наибольшего количества закономерностей в ущерб установлению достоверности их существования.

Разум человека, эволюционировавший в условиях такой экономики познания, предрасположен к возникновению суеверий - ложно определенных закономерностей за счет чрезмерного влияния позитивного подкрепления: люди склонны замечать факты, укладывающиеся в определенную схему, и игнорировать выбивающиеся из нее. Позитивное подкрепление базируется на поиске схожих свойств, черт и сфокусированности внимания человека. В нескольких произошедших явлениях сознание вылавливает схожие признаки, схемы. Если признаки не совпадают - они пропускаются. При обнаружении схожести происходит заострение внимания на общей черте. При этом вся масса несоответствий не попадает в рассмотрение и игнорируется.

Одушевление мира. Эволюция человеческого мозга в окружении людей - в мире, полном психологии, личных отношений, сделало сознание человека способным наделять одушевленностью, чувствами, эмоциями, отношениями внешние объекты и видеть за событиями мира волю и чувства. Поведение животных и природных явлений, окружающих человека довольно хорошо вписывалось в "психологическую модель" мира. Наделение природных явлений хотя и не было познавательно, не отражало их содержания, но вполне вписывалось в первобытное видение мира, как мира управляемого духами, наделенного характером, дружелюбно или недружелюбно настроенных по отношению к человеку.

Воспитание. Основной социальной причиной веры и религии является воспитание детей с раннего возраста в вере. Детский разум не способен критично оценивать сообщаемую ему родителями информацию. Это является обратной стороной его высокой обучаемости. Человек, с детства приученный смотреть на мир через призму религиозной веры часто оказывается не способен даже представить рациональное объяснение явлений и устройство мира без Бога.


©XIX Атеология