Атеология    αθεολογιΑ

Атеистическая философия.  


Детерминизм и случайность.

Детерминизм - предопределенность - обозначает однозначное соотвествие всех будущих состояний вселенной, явлений, действий живых существ состоянию вселенной в настоящий момент. Случайность (индетерминизм, неопределенность) представляет собой противоположное понятие - определенную степень неоднозначности - невозможность предсказания развития ситуации даже при полном знании текущего состояния вселенной.

Понятие случайности (неопределенности) может быть двух типов: познавательная - характеризующая неполноту нашего знания текущей ситуации, характеризуемая слабостью наших познавательных средств и действительная - присутствующая в структуре мира. Первое понятие достоверно имеет смысл, второе, вероятно, не существует вообще, хотя его наличие и подозревается - объектом такого понятия являются, например, самопроизвольный радиоактивный распад, принцип неопределенности Гейзенберга и явления квантовой механики. В отношении этих явлений на протяжении 20-го века шли споры об отнесении неопределенности в составе этих понятий к случайности, определяемой неполнотой знания или к действительной неопределенности. Достоверного ответа на вопрос на настоящий момент нет, хотя исследования фундаментальной физики, построенные на теореме Белла, с ее экспериментальными оценками в опытах Алана Аспе, ставят под сомнение теории, опирающихся на эпистемиологический ("познавательный") характер случайности, и ограничивают теории, которые могут быть совместимы с окружающим миром.

Статистические явления. Самый простой и наименее дискуссионный вопрос в области неопределенности связан с уровнем абстракции. Возьмем, например, газовые законы. Зная давление, температуру, характер газа, мы можем давать среднестатистические значения определенных характеристик газа, предсказывать макроявления, но не можем указать момент, когда определенная молекула газа столкнется с другой молекулой - у нас нет полного описания состояния системы, а только обобщенные показатели. Поэтому микроявления в такой системы для наблюдателя считаются случайными. Однако, разумеется, случайными в полном смысле они не являются: в "мире классической физики" при наличии полного описания всех частиц газа и ограничивающей его емкости (плюс излучения, поля и т.д.), мы гипотетически могли бы рассчитать все будущие события (см далее).

Принцип неопределенности Гейзенберга формулируется следующим образом: невозможно одновременное знание точной позиции частицы и ее скорости. Существуют несколько аспектов принципа неопределенности и его интерпретации:

Модельный аспект отражает факт того, что такие параметры корпускулярной модели микрочастиц как позиция и скорость не полностью описывают состояние частицы. Аналогично, волновое описание не полностью характеризует частицу. Обе теории характеризуют их в недостаточном для полноценного описания базисе. Гипотетически если описать частицы более корректной, более полной моделью, например, как струну из теории струн в базисе большего количества измерений (не будем здесь касаясь вопроса полноты и достоверности струнного описания частиц и будущего конкретно теории струн) или другой теоретической модели, может быть, возможно исключить этот вид неопределенности и принцип неопределенности Гейзенберга. Тем не менее, это не устранит познавательной неопределенности - при сведении описания микромира к терминам привычных моделей - частиц и волн - тех моделей, измерение параметров которых нам доступно, попытке характеризовать объекты пространственным положением и скоростью или волновой функцией, мы неизбежно теряем возможность полного предсказания.

С другой стороны возможен вариант онтологической неопределенности, как это утверждает копенгагенская интерпретация квантовой механики, когда точная характеристика объектов принципиально невозможна в независимости от характера моделей применяемых для ее описания.

Демон Лапласа. Механистический детерминизм, существовавший в классической физике до 20-го века утверждал следующее: если в некую расчетную систему, отражающую физические законы - Демон Лапласа - ввести полное описание состояние объектов мира, то можно полностью предсказать развитие событий - всю дальнейшую судьбу мира. Однако, такое гипотетическое предсказание имеет ряд трудностей:

Из всего вышесказанного следует невозможность достоверного предсказания ситуации даже в случае однозначной предопределенности мира.

Иногда можно встретить мнение, что мелкие детали не важны и можно выполнить предсказание без знания отдельных мелочей. Однако, такое предсказание (чем собственно и занимается наука) имеют ограниченную достоверность и зачастую являются статистическим описанием. Точное же предсказание всех мелочей или конкретных деталей требует учета каждой детали мира в виду того, что мир является сложной нелинейной системой с громадным числом взаимосвязей. Каждое "несущественное" отклонение одной детали с ходом времени влияет на другие объекты, которые по цепной реакции отклоняют следующие.

Проиллюстрировать это можно следующим примером: предположим, запущена баллистическая ракета с ядерной боеголовкой. Для нас известны все подробности кроме одной буквы в адресе цели: модификатор долготы - нам неизвестно нацелена ли ракета на восточное или западное полушарие. Насколько такая малая деталь за счет нелинейности мира может повлиять на различия представить довольно несложно: либо ракета взорвется посреди океана, либо посреди столицы ядерной сверхдержавы, спровоцировав ответный ядерный удар по территории предполагаемого врага, что в конечном итоге изменит весь ход человеческой истории.

Другой пример: шахматная партия. Пусть на очередном ходу ситуация на доске различается всего на одну пешку или в ее позиции на доске. Пара ходов и вот уже эта пешка закрыла путь слону. Вместо хода тем слоном, шахматист походил конем на другой стороне доски. Его оппонент из-за этого не стал двигать ферзя, а пошел пешкой, открыв ладью. Еще ход и противник побил ладью и поставил шах. Несколько ходов и вся ситуации на доске изменилась до неузнаваемости: каждая фигура, перемещенная по другому создает все новые возмущения (отклонения от первоначального развития событий).

Рассмотрим два варианта развития событий в нашем сложном мире с различающейся единственной мелочью: одна молекула имеет на десятую часть отличную от контрольной ситуации скорость. Однако наша вселенная крайне нелинейна: молекулы сталкиваются между собой, с ними сталкиваются элементарные частицы (космические лучи). Крохотное отклонение в скорости приводит к столкновению нашей "отклоненной" молекулы с другой чуть в другое время. Из-за этого молекулы отталкиваются под другим углом и обе улетают в направлениях, значительно отличающихся от контрольных. Результат: дальнейшие столкновения обоих молекул совершенно другие, каждая задетая молекула задевает все новых и новых. Возникает цепная реакция - со скоростью выше скорости звука по веществу прокатывается волна отклонения. Внутри расширяющейся "задетой" области в очень короткий промежуток времени ситуация в микромасштабе меняется до неузнаваемости. Разумеется, в макромасштабе это мгновенно заметить сложно - нужно накопление значимых нелинейностей, однако, это лишь дело времени. Температура газа, несмотря на полную смену микроситуации, сохраняется. В стенки сосуда ударяются совершенно другие молекулы, под совершенно другими углами, но усредненно количество ударов и их распределение по скоростям сохраняется, сохраняется и создаваемое ими давление.

Первичное изменение картины теплового движения молекул вторично приводит к изменениям, связанным с бомбардировкой вещества космическими лучами и элементарными частицами. Так, например, нейтрино взаимодействует с ядром атома только в случае очень точного попадания в ядро, оно может пройти километровый слой твердого вещества не столкнувшись ни с одним ярдом. Соответственно, малейшее смещение молекул вещества повлияет на то, столкнется ли данная частица нейтрино с данной молекулой. Отклонение на сотую долю атомного диаметра решает все. Такое малое отклонение и нейтрино, не столкнувшись с данной молекулой, пролетело на километр в глубь Земли и столкнулось там. Космические лучи ведут к ядерным реакциям и ионизации. То есть, помимо изначального различия в тепловом движении молекул начинается химическое изменение. В среднем вероятность формирования других веществ сохраняется, как и в контрольной ситуации, но конкретика - сформируется ли некая молекула вещества из данных компонентов в данном месте или аналогичная молекула в другом месте - отличается.

В силу глубокой нелинейности мира со временем и в макромасштабе количественные изменения перерастают в качественные: то же тепловое движение и космические лучи частично предопределяют мутации в хромосомах живых существ. Как видно из предыдущего текста все это тепловое движение и частично лучи, будут уже по другому воздействовать на конкретные молекулы конкретных живых существ ДНК, напрямую или через формирования химически активных веществ, вторично повреждающих ДНК. Сама молекула ДНК под действием тепловых ударов молекул будет по-другому "подставляться" под удары высокоэнергетических лучей. Биохимия клетки сложна и большинство повреждений будет устранено, но некоторая доля мутаций возникнет, причем все эти мутации будут другими, чем в контрольном примере. В итоге родятся дети с немного другими генетическими отклонениями - некоторые родятся без отклонений, с которыми иначе родились бы, другие - наоборот. В одних случаях отклонения не будут заметны вообще. В других же результаты могут быть явно выражены: смерть эмбриона, новорожденного, заболевания. Даже мягкие случаи будут стремиться расширить свое влияние на ход дел вокруг: скажем, родился всего лишь один ребенок с аллергией на клубнику. В один прекрасный день, его матери пришлось из-за его аллергии брать больничный на работе - все события дня для нее другие. Она ходила по другим улицам, встретила других знакомых, узнала другие новости, получила приглашение в гости к другим людям. Это изменило ее расписание дальнейшей недели и ход жизни тех людей. Потом всех, кто оказался в гостях (или наоборот не оказался). Потом из-за аллергии, матери пришлось вместо подарка в виде ведра клубники вести ребенка в зоопарк. В итоге он не играл этот день с ребятами во дворе и не сломал ногу, и следующий месяц полон совершенно разных событий, некоторые из которых в свою очередь переопределяют дальнейшие.

Каждое маленькое изменение - создает дальнейшие многочисленные отклонения. Одно крохотное изменение во время зачатия - до яйцеклетки добрался другой сперматозоид - один из сотен миллионов, и на Земле родится совершенно другой человек - четверть его генов совершенно другая. А причина - всего лишь в том, что отец в предыдущий день на минуту задержался, наблюдая как дети ведут мальчика со сломанной ногой. Возможно, он даже будет другого пола. Он будет играть с другими детьми, с ним будут случаться другие события. Потом он встретит другого человека. И так далее. Несколько месяцев и на Земле уже рождаются другие дети, с другими склонностями и судьбами. Несколько десятков лет и вот у власти в одной стране стал не жестокий диктатор, а либеральный активист, ядерная бомба изобретена на несколько лет позже и другой стране, совершаются другие изобретения, строятся другие дома, пишутся другие книги. В средне все в общем-то похоже, но конкретные детали изменились невообразимо. Уже нет тех людей и событий, которые были бы и случались бы в контрольном варианте. В экстремальном случае, вероятно, даже человечество в одном случае погибло в ядерной войне, в другом - нашло путь мирного процветания.

Фатализм. В обыденном представлении народа распространены (или была распространена) система неполноценно-фаталистических взглядов о предопределенности судьбы человека типа "тому, кому на роду написано сгореть, не утонет". Ее неполноценность в том, что в реальности, для фаталиста предопределен должен быть не только верхний уровень событий: общее описание судьбы человека, но все уровни, начиная с нижнего, включая все подробности и детали этой судьбы. По полноценно фаталистическому воззрению предопределена не только причина смерти, но и время, место, все события, приведшие к такой ситуации, включая мысли и действия субъекта. Кроме того, обыденное народное сознание уделяет большое значение предсказанию судьбы, которое в действительности невозможно по вышеуказанным причинам. Даже допустив возможность предсказания, мы не получаем пользы от факта его существования: если предсказание исходило из ситуации, которая развернулась бы без него, то по вышеприведенному сценарию вследствие глубокой взаимосвязи событий, факт его существования полностью изменил бы конкретику мира, заведомо лишив само предсказание силы; если же предсказание было сделано с учетом в том числе и знания субъектом содержания предсказания, детерминизм не позволяет обойти результаты предсказания. Те шаги, которые может предпринять объект, предопределены, предопределен и выбор одного из них. Действительное предсказание, которое бы допускало бы возможность обхода, не может быть сделано - оно по определению либо некорректно, либо неизбежно.

Свобода воли представляет собой некоторую иллюзию. С точки зрения фундаментального мироустройства у человека нет реальной свободы воли. Тем не менее, с позиции на уровне индивида, субъективная свобода воли может существовать. Выбор того или иного действий фундаментально предопределен, но сам индивид до свершения "выбора", может не знать о предстоящем исходе. На самом деле, даже если основой решения о конечном выборе служат внутренние переживания человека, они однозначно определены структурой нейронных связей в его мозге, сформированной давними событиями и генетикой. Предопределенность выбора состоянием мозга и другими факторами не обесценивает процесса жизни и факта принятия решений. Некоторые философы, тем не менее, стараются сохранить понятие полноправной свободы воли, пытаясь спрятать ее в неопределенность Гейзенберга и квантовомеханические неопределенности. При критическом разборе, однако, трудно понять, как внесение совершенной онтологической случайности в принятие решение индивида дает ему свободу воли. Свободой воли в более привычном понимании его наделяет как раз зависимость ость физического состояния мозга - когда выбор диктуется внутренними свойствами мозга, именно тогда и проявляется воля человека, свободная от однозначного диктата ситуации.

Моральный аспект детерминизма. Физическая предопределенность ни в коей мере не снимает ответственности индивида за свои действия. Да, с позиции физики, у индивида может не быть реальной свободы, он не может отклониться от того, что задают атомы его организма и мозга в частности, но ведь этот комплекс атомов и есть сам индивид. Генетическая предопределенность совместно с воспитанием и другим прижизненным опытом человека, и задают характер человека и степень моральности его поступков, но ведь этот характер - это не нечто внешнее по отношению к человеку. Это собственная характеристика человека. Да, может быть, некое событие в прошлом и повлияло на формирование поведения в некоторой современной ситуации, но этот отпечаток на личности человека и характеризует данного человека.


© XIX Атеология