Атеология    αθεολογιΑ

Атеистическая философия.  


Добро и зло

Добро и зло являются оценочными человеческими категориями, характеризующими характер последствий действия или процесса по отношению к определенным лицам. Ни добро ни зло не являются некими физическими или метафизическими объектами реальности, только оценками. Абсолютного добра и зла не существует. Причем, без живого объекта, на которого направлено действие, эти понятия бессмыслены. Абстрактно для мира в целом действия не имеют никаких желательных или нежелательных последствий, они просто свершаются, направляя события в ту или иную сторону.

Хотя понятия добра и зла словесно взаимоисключающи, в реальности такой категоричности во многих ситуациях не существует. Однозначного добра и зла может не существовать по ряду причин:

  • во-первых, классифицировать действие как доброе (или злое) можно только по отношению к конкретному живому объекту (иногда группе объектов), но по отношению к другим лицам этот же факт может иметь вредные последствия, т.е. делая добро одним можно вредить другим;
  • во-вторых, в силу различий в сущности живых объектов одинаковые действия могут в отношении одних лиц приносить положительные результаты, но будучи свершенным в отношении другого лица - навредить (хороший пример - лечение: одно и то же лекарство может одним помогать, другим вредить);
  • в-третьих, субъективные добро и зло могут зависеть от знаний объекта и его мировоззрения; имея один взгляд на мир, объект будет расценивать добрым одно, имея другой - несколько иное; в силу неполноты знаний каждого живого существа, ставить вопрос об объективной оценки им благоприятности действий сложно;
  • в-четвертых, одна сторона проявления последствий действия может быть положительна, другая отрицательна, причем в несопоставимых качествах (довольно нетрудно убедиться, что многие действия и события имеют как положительные, так и отрицательные стороны, что обычно обусловлено разнообразием механизмов на которые влияет каждое конкретное обстоятельство; это наглядно иллюстрирует, что некорректно считать действия обязательно обладающими принадлежностью к категориям "абсолютное добро" или "абсолютное зло", действия могут оцениваться как "добро" или "зло" только на основании баланса положительных и отрицательных влияний); Еще более затруднительна может быть оценка действия со стороны добра и зла действий одного живого объекта относительно другого: помимо неполноты знаний о мире и невозможности точного предсказания последствий сказываются субъективные отличия в классификации.

    Тем не менее, добро и зло не являются бесполезными или бессмысленными понятиями. То, что поступок назван по отношению к кому-то добрым кое-что говорит о последствиях для объекта на которого направлен. В различных культурах в зависимости от идеологического базиса принадлежность действия к добру или злу несколько различаются. В других вопросах существуют общечеловеческий консенсус. В любом случае, добро и зло не являются договорными понятиями. Договариваются люди только об усредненной классификации действий при наличии различных точек зрения у разных индивидов.

    Аналогичные суждения применимы и для понятия справедливости. Так же как добро и зло понятие справедливости уместно только по отношению к кому-либо. Так же как и добро и зло, справедливость - оценочное понятие. Оно характеризует действия по степени ненанесение ущерба лицам не причастным или невиновным в каком-то развитии ситуации. Критерием справедливости является отсутствие страдания невиновных. В современном общественном сознании принцип справедливости лежит в основе реагирования на ситуации. Именно из этого принципа исходит презумпция невиновности: пока не доказана вина человека он не должен страдать. К сожалению, мир не идеален и повсеместное соответствие принципу справедливости невозможно. Тем не менее это не отменяет стремления к справедливости - суждение "или хорошо или никак" в миру редко применимо.


    ©XIX Атеология