Атеология    αθεολογιΑ

Атеистическая философия.  


Апология логики

В дискуссиях религиозной тематики иногда высказывается мысль о неправомерности применения логики к рассуждениям о боге ("У него своя божественная логика высшего порядка, а люди в силу слабости разума не в силах ее постичь"). Это, однако, ошибка, происходящая от непонимания значения понятия "логика".

Логика - система правил, позволяющая из набора верных предпосылок вывести верное заключение или найти взаимозависимости высказываний. Следование правилам логики позволяет избежать части логических ошибок. Правила логики сами по себе ни в малейшей мере не зависят от мироустройства, существования или несуществования бога, его воли, всемогущества в случае существования и т.д. Зависимыми от мира являются исходные предпосылки суждений.

Ошибка в логическом рассуждении обычно происходит вследствие введения ошибочной предпосылки, зачастую в неявном виде, являющейся для рассуждающего истиной, не вызывающей у него даже тени подозрения. Таким образом, даже следуя правилам логики, но опираясь на неверные предпосылки можно получить ошибочное заключение.
Так, например, для подавляющего большинства населения планеты, живших до середины второго тысячелетия, падение предметов "вниз" являлось очевидной и непреложной истиной. На протяжении всей жизни люди видели неотвратимое падение предметов без опоры или подвеса вниз, ощущали притяжение. В итоге при осмыслении мироустройства им приходилось "подвешивать" или "опирать" сушу на спины разных черепах и китов. В данном случае, будучи в неведении о возможности нахождения предметов, скажем, на орбите люди были вынуждены отыскивать средства предотвращения падения Земли целиком. Помимо индуктивного (суждения от частных примеров к общему правилу) распространения повседневного опыта за рамки применимости в данном случае видна еще и абсолютизация направления "вниз". Масштаб наблюдений не позволял человеку понять условности данного понятия. Однако, при принятии этих неверных предпосылок, сам ход размышления логически верен - "Если земля не падает, значит она оперта на что-то". Опять-таки, в суждении проступает предпосылка, что Земля не падает, которая интуитивно понятна каждому человеку, но является в принципе некорректной. Что действительно является логической ошибкой в предположении Земли, опертой на черепаху, так это утверждение произвольного допущения, не следующего не из каких предпосылок - введении конкретно черепахи - ошибка утверждения без достаточного основания. (По крайней мере в гипотетическом примере; у древних народов, вероятно, были какие-то цепочки рассуждений и элементы мифов, как-то обосновывающих наличие именно черепахи).

Помимо правил логики, существуют некоторые принципы рационального мышления, такие, как бритва Оккама "не умножай сущностей без необходимости" - принцип объяснения явления минимальным возможным набором сущностей. Так, уклонившись от следования этому принципу, можно объяснить падение яблока на Землю бесконечно сложной надуманной системой: действием духов, борющихся друг с другом, имеющих определенно описанную иерархию, свой характер, методы, помощников. Такие построения можно детализировать до бесконечно глубокого уровня, получая при этом нулевой познавательный эффект. С другой стороны, реальное положение вещей в мире не обязано соответствовать максимально простому объяснению, наилучшим образом удовлетворяющему бритве Оккама. Тем не менее, бритва Оккама имеет практическую ценность для повышения эффективности мышления: по мере признания несостоятельными наиболее простых идей-кандидатов, постепенно усложняя объяснения, вводя новые сущности только при необходимости легче добиться действительного эффекта, прийти к не произвольным заключениям, чем, начиная от бесконечно сложных, двигаясь к более простым.

Иногда при ведении рассуждений на философские темы пытаются применять нормы юриспруденции и права. Такое их применение неправомерно, хотя формально они имеет схожую с логикой форму. Неправомерность вытекает из отдельных факторов, не имеющих аналогов при абстрактно-философских рассуждениях: предпочтение ненаказания виновного перед наказанием невиновного, предупредительный фактор наказания и т.д.

Одним из распространенных заблуждений относительно логики является мнение, что логически доказать можно все, что угодно. В качестве примера служит опыт античных софистов. Однако, вся софистика построена именно на логических ошибках - неправомерных следованиях, скрытых предпосылках, подмене понятий и тезисов. Любой парадокс при тщательном рассмотрении содержит ту или иную логическую ошибку.

В целом, логика - вещь довольно простая и даже интуитивно-понятная. Ее применение уместно при любых объектах суждения. Сложность представляет поиск исходных положений, обнаружение и отсечение скрытых предпосылок, индуцируемых повседневным опытом.


©2008-2009 Атеология