Атеология    αθεολογιΑ

Атеистическая философия.  


Бытовые чудеса

Познавательной слабостью обыденного восприятия бытовых чудес является отсутствие фальсификационной проверки. В течении жизни любой человек попадает во множество проблемных ситуаций более или менее сложных. Любая такая ситуация может разрешиться как положительно, так и отрицательно. В конечном итоге в итоге разрешения многих ситуаций человек способен найти некоторый позитивный аспект. Реально негативное разрешение ситуации, с которым трудно или невозможно смириться и оценить его как положительное - очень редки. Самый резкий - смерть, но даже и по отношению к смерти близких люди находят аргументы для примирения, оценки в качестве позитива. Фактически можно сказать, что люди способны оценить все как в конечном итоге положительное разрешение, несмотря на страдания в ходе разрешения. В таких условиях надежда на помощь свыше, молитвы, вера в бога оказываются автоматически подкрепляемыми фактами. Действительными же основаниями для веры они не являются. Любой исход человек подгоняет под веру в чудо. В худшем случае верующий оценивает проблемы и горе как испытание или, вообще, как события с "высшим" смыслом. Любой положение вещей относительно любого факта субъективно оценивается как подтверждение, на самом деле оно таким образом теряет познавательную силу и не может быть подтверждением. "Фильтр пристрастия" выделяет все совпадения, факты, которые человек способен вписать в свое видение чуда и игнорирует или "разъясняет" для себя несоответствия.

Еще более ситуации с верой в бытовые чудеса дополняет пристрастный пересказ событий, который отсекает все информативные детали. Человек, который оказался неспособен рационально объяснить явление то ли в силу своей некомпетентности, то ли в силу неполного знания ситуации, то ли за счет описанного выше неотвратимого подтверждения чуда любым фактом передает рассказ о нем в хорошо отфильтрованной форме. После этого даже специалист достоверно не объяснит явление, так как часть важной для понимания информации выброшена за мнимой неуместностью и неважностью. Именно таким образом рождаются мифы о мистике и чудесах.

Одним из вариантов бытового "чуда" являются "божественные" исцеления, например, с помощью молитвы. Человек, попав в затруднение, заболев, надеется на бога. Естественное излечение он относит к действию молитвы, упуская при этом, что исход ситуации без молитвы ему неизвестен – отсутствует контрольный эксперимент. Человек всего лишь предполагает, что исход был бы плохим. Кроме того, нет критерия принятия данного исхода в качестве успеха молитвы . В одной ситуации верующий запишет действительное излечение в успех, в другой - отсутствие глубоких последствий, в третьих, наконец, смерть без долгих мучений. Ситуация в любом случае разрешиться в ту или иную сторону, следовательно факт в действительности не будет подтверждением.

К этому стоит заметить, что такие исцеления всегда касаются "скрытых" исцелений. Ни один человек не отрастил руку или ногу. Но почему? Почему исцелению не подлежат очевидно проверяемые, зримые вещи? Просто потому, что не существует такого исцеления, помимо эффекта плацебо, ошибок диагностирования (врачи тоже способны ошибаться) и естественного вероятностного излечения (конечно, в пределах разумного). Благоприятный исход излечения автоматически, но безосновательно записывается в подтверждение чуда, неблагоприятный - списывается со счетов, например, как испытание.

Каждому конкретному человеку не видна ситуация в целом мире - статистическая картина. Его собственная судьба для него особо заметна, все события значимы. Возьмем такую ситуацию: война, взрывается снаряд и человеку в грудь попадает осколок. Оказывается, что он прошел в миллиметре от сердца. С точки зрения самого человека это впечатляющий факт, способный показаться чудом. Однако, за войну радом с людьми взрывались сотни тысяч снарядов. Ранений в грудь были тысячи. Одних убило на месте прямым попаданием в сердце, других смертельно ранило, третьих едва задело. Некоторая доля людей просто вероятностно должна была получить ранение "на грани". Итог: все смерти забыты, все легко раненые - молчат - собственно у них нет причин для особого удивления. Слышно только рассказы о чудесных ранениях. Однако, было бы удивительно, если бы таких ситуаций не случалось вообще. Фильтр пристрастия всего лишь выделил только то, что может заинтересовать и удивить, скрыв тысячи непримечательных фактов. Психология, шок дополнили картину.

Значительную роль играют психологические явления видения, сны, предсказания и т.д. Фильтр пристрастия надежно выбраковывает все чудестные элементы, скрывая несбывшиеся и неуместные. Саму ситуацию человек трактует post factum, подгоняя объяснения деталей. Интересные результаты дает, например, проверка предсказаний Нострадамуса. Независимые трактователи ухитрялись вписать в объяснения катренов несколько различных событий, что показывает их полную безотносительность и несостоятельность трактовок.

Колдуны, ясновидящие умеют так изложить предсказания, что ищущий объяснения человек обязательно найдет подтверждения. Насколько сложно предсказать, что человек потерпит много несчастий, но будет и счастлив, а в возрасте у него будет болезнь и потеря близкого человека? Особенно впечатляюще выглядит "холодное чтение" - профессионалы способны мутными разговорами заставить человека вписать свое внутреннее ощущение и свою ситуацию в абстрактные слова и проговориться - самому назначить смысл высказывания, мимикой, движением, словами "ответить" ясновидящему и получить от него уже более детализированное сообщение, на самом деле основание на "ответе" самого человека.


©XIX Атеология