Атеология    αθεολογιΑ

Атеистическая философия.  


Вопросы без ответа.

Существуют грамматически правильные вопросы, которые либо некорректны по смысловому содержанию, либо не могут иметь ответа в силу ограниченности познания.

Конечность и бесконечность. В вопросах представления внешнего мира философы с древних времен задавались вопросом о конечности или бесконечности мира пространственно и во времени. Эти вопросы являются хорошим примером вопросов, с ответами на который человек не способен согласиться. При принятии ответа "конечен" попытка представить эту конечность неизбежно вызывает конфликт с воображением - человек задается вопросом о том, что находится за воображаемыми пределами этой конечности или что было до начала всего. Вместе с тем, ответ "бесконечен" также не удовлетворяет человека. Воображение и сознание не способно представить бесконечную цепь событий или бесконечную протяженность пространства. Разум человека не способен принять ни одного ответа по таким вопросам, даже если ответ и дан.

Смертность и бессмертие. Несколько сходной группой вопросов являются вопросы, один из ответов на который человек не расположен принимать. Таким вопросом, например, является вопрос о бессмертии. У человека есть огромное желание положительного ответа на вопрос о возможности бессмертия. Многие люди психологически не способны принять отрицательный ответ.

Зачем и почему. В настоящее время среди теологов довольно широко используется спекуляция о наличии у религии ответа на вопрос "Почему" или "Зачем". По их мнению, наука открывает ответы на вопрос "Как" устроен мир, а богословие - на вопросы причины такого устройства. Однако, такая спекуляция основывается на заведомом предположении наличия ответа на данный вопрос и заведомом присутствии в мире бога. Вместе с тем нет никакой гарантии действительного существования ответа на такой вопрос. Примечательно и то, что в действительности теология так и не отвечает на вопросы зачем и почему бог создал мир и почему именно таким. Вместе с тем, компетенция богословия вообще крайне спорна в каких бы то ни было вопросах.

Вопросы "Зачем и почему" зачастую снимаются при нахождении ответа на вопрос "Как" – становится ясна некорректность постановки изначальных причинных вопросов и ответа на вопрос устройства явления становится достаточно. Оказывается, что у явления изначально не было цели, была лишь безличная причина, с неизбежными последствиями. Особенно свойственна такая ситуация для области сложных явлений.

Причины. Человеку зачастую трудно осознать, что событие может следовать из стечения огромного количества случайных факторов. На бытовом уровне это выражается в вопросе, почему мир так ведет себя по отношению к человеку. Сознание человека подготовлено для положительного нахождения зависимостей, оно развилось склонным к поиску закономерностей. При отсутствии реальной закономерности усиленные поиски ее приводят к возникновению суеверия. Человеку часто кажется, что за случайным явлением стоит нечто большее, чем безличная совокупность обстоятельств.

Вопросы, временно не имеющие ответа. Большое количество научных вопросов не имеет ответа на настоящий момент. Вместе с тем их решение возможно в будущем. По мере решения одних вопросов об устройстве мира неизбежно возникают другие, следующие из предыдущих.

Почему мир вообще существует. Еще один класс - класс вопросов, принципиально не имеющих ответа. "Почему вообще существует что-либо?" В принципе, каким бы мир не был, при любом его устройстве можно задаться аналогичным вопросом, почему именно так, а не иначе. Отдельные события в мире можно сшить причинно-следственными связями, однако пытаться ответить на глобальный вопрос о причине существования всего - непосильный вопрос. Даже бог не является удовлетворительным ответом на такой вопрос, поскольку в случае мира с богом вопрос касается и бога - "Почему оказалось, что в мире существует бог? Почему не оказался мир без бога?"

Одним из сложных философских вопросов, является вопрос о сути души.


©XIX Атеология