Атеология    αθεολογιΑ

Атеистическая философия.  


Феномен души

Одной из самых интересных и сложных, вероятно неразрешимых, философских проблем является феномен души.

Терминология. В различных мировоззрениях и философиях словом "душа" обозначают различные понятия. В рамках данного рассмотрения необходимо конкретно определиться с понятиями. Такие феномены, зачастую относимые к сфере души, как интеллект, память, мышление, чувственные и эмоциональные ощущения, характер, поведение, духовный опыт и другие психологические феномены не будем относить к области души, по крайней мере, не заведомо. Назовем из психологией. Научное и философское рассмотрение этих проблем доказывает их строгую материальность как органических функций мозга: память зависит от состояния сосудов, наличия химических веществ в крови; чувства и интеллект изменяют свое функционирование под воздействием алкоголя и других психоактивных веществ, нарушаются при органических заболеваниях мозга (опухолей), характер и поведение зависит от генетической наследственности и частично воспитания и жизненного опыта; нестандартный духовный опыт возникает при воздействии на мозг психоактивных веществ, стимуляции электрическим током, органических повреждениях мозга. Душой же будем называть только воспринимающий себя субъект, солиптическтий феномен восприятия себя и мира изнутри без заведомой привязки или отделения от мозга.

Суть проблемы. Интеллект, поведение и другие психологические феномены, перечисленные выше, вполне вписываются и объясняются при рассмотрении человека как биоробота - органической машины. Ни один из психологических фактов не нарушает такого объяснения, помимо восприятия самого мыслящего/чувствующего субъекта своего "Я". Причем, восприятия не на уровне идеи, не заключающееся в способности сформулировать и изложить данный эффект (это вполне вписывается в идею сложного робота), а во внутреннем "ощущении себя из себя и восприятия мира из себя". Построив очень сложного робота, с аппаратной или программной симуляцией чувств, эмоций, желаний и алгоритмов мышления, можно добиться внешнего эффекта одушевленности - он будет проявлять мыслительные способности, эмоции, эстетические предпочтения, однако, будет ли он действительно ощущать себя из себя. Положительный ответ на этот вопрос противоинтуитивен, в общем-то не объясняет самого феномена души и порождает новую проблему границы сложности, при котором наступает одушевленность (будет ли кукла, способная только обиженно сморщиться одушевлена?). Отрицательный ответ ставит вопрос о возможности дуализма материя-дух и вопрос отношения души и тела (человека или другого живого существа). В отношении живых существ опять-таки возникает вопрос о границе одушевленности - одушевлены ли обезьяны, приматы, млекопитающие, животные .. одноклеточные.
Каким образом Я могу ощущать себя в мире, каким образом это Я ассоциировано с моим телом? Если душа является прямой функцией мозга встает проблема возможности действительной одушевленности робота.

Природа и сфера ответственности души. Как видно из научных исследований, психологические феномены являются органическими функциями мозга. Душа, воспринимая психологические явления, имеет, по крайней мере, обратную связь - выход в область психологических явлений - человек способен сформулировать проблему феномена души, что показывает, что душа не является только "наблюдателем" - она способна передать сигнал о своем существовании в область психологии, в цепи органического компьютера. Отдельные мировоззрения воспринимают мозг как приемо-передающий аппарат между миром, привычно называемым материальным и духовным миром - самой душой. Следует при этом заметить, что основные психологические функции реализуются все же мозгом и феномен души глубоко связан с ними.

Солиптическое решение. Единственное мировоззрение, действительно решающее проблему души, является солипсизм - он просто констатирует существование души, отбрасывая существование всего остального - душа является центральным его субъектом, а существование внешнего мира сомнительно. Однако, решая проблему души, солипсизм "закрывает глаза" на внешний мир.

Религиозное решение. На вопрос о возникновении души религия дает ответ о сотворенности ее богом в виде "божественной искры". Однако, такое объяснение возникновения философски не многим отличается от возникновения души самой по себе. В вопросе о природе души религия не дает какого либо внятного ответа, хотя и отделяет ее от материальной сферы. Однако, она распространяет сферу ответственности души на характер, поведение, интеллект, эмоции и духовный опыт человека, чем вторгается на территорию явно материальной деятельности мозга и по-сути показывает свою некомпетентность во всех этих вопросах, давая заведомо ложные ответы.


В целом вопрос о природе души остается открытым философским вопросом: "Почему Я, вообще воспринимаю свое существование."


©XIX Атеология