Атеология    αθεολογιΑ

Атеистическая философия.  


Типы мировоззрений

Атеизм. Общей идеей атеизма является тезис об отсутствии Бога в мире, или в самой логически аккуратной формулировке об отсутствии оснований для принятия тезиса о его существовании. Аккуратная формулировка, несколько созвучная с агностицизмом в случае атеизма имеет не характер сомнения, позитивного допущения существования бога, а отказ от метафизических заявлений, каким является заявление о категоричном несуществовании бога какого бы то ни было бога. В любом случае, атеизм - это активное отрицание обоснованности веры в бога.

Имеет смысл отличать атеизм от индифферентного (безразличного) неверия. Индифферентный неверующий может внешне следовать исполнению религиозного культа, не придавая большого значения внутренней философской стороне религии, может воспринимать религию как полезную для общества и потому допустимую. Для целей различения понятием "атеист" имеет смысл обозначать позицию осознанного отрицания бытия бога или веры в него.
Разумеется, к принятию атеизма можно придти различными путями, как логически корректными, так и совершив логическую ошибку. Мыслители возрождения часто становились атеистами и неверующими благодаря проблеме зла - через осознание несовместимости страданий и зла в мире с заявленными свойствами бога: всеведением, всесилием, бесконечной добротой и справедливостью. Из такого осознания вполне корректно вытекает неадекватность совокупности теологических (богословских) представлений о метафизическом мире, хотя и не вытекает прямое отрицание существования бога в его отдельных формулировках.

Агностицизм. "Отрицание знания". Точка зрения, согласно которой либо на настоящий момент, либо принципиально невозможно принять ни положительного, ни отрицательного заключения по вопросу существования/несущесвования Бога. В соответствии с различными течениями агностицизма, даже если Бог и существует, доказательств его существования либо пока нет, либо не может быть в принципе.

Материализм. Согласно мировоззрению материалистов не существует ничего помимо физического материального мира. Психологические и духовные явления относят к проявлениям взаимодействия материальных образований высокой степени структурной сложности, фундаментальные элементы устройства которых (атомы, элементарные частицы, кварки...) подчиняются единым законам физического мира и полностью объясняют его функционирование в целом. Единственной философской трудностью материалистического мировоззрения является феномен души - феномен восприятия себя.

Деизм. Деизм обращается к философской концепции Бога, как к первопричине мира. По деистской картине мира Бог установил физические законы и, запустив мир в свободное развитие, оставил его работать "без присмотра" по установленным законам. При этом он обычно не наделяется личными качествами. Основы идеи бога деизма заложены философами античности в их числе был, например, Платон. Становление деизма происходило в эпоху возрождения как реакция на разочарование в религиозных представлениях, при неспособности разрешить философский вопрос первопричины. По сути деисты называют богом первопричину существования вселенной и законов физики (своего рода универсальный закон), какой бы она не была. Такая формулировка, хотя и не подлежит практическому опровержению, является следствием логико-гносеологической ошибки: предпосылки, что все имеет причину. Это типичная логическая ошибка необоснованной индукции (вывода от частного к общему) - перенесения привычных, повседневных штампов суждений относительно окружающих вещей на общие и абстрактные категории.
В истории сходные с деизмом мировоззрения зачастую называли атеизмом, поскольку деистский бог не является Богом религий - он не заботится о ходе человеческой истории, не карает и не поощряет, не пишет священных писаний. С другой стороны, многие философы Нового Времени упоминая Бога имели ввиду именно деистскую концепцию Бога.

Солипсизм. Мировоззрение солипсизма, принимая тезис о существовании собственного сознания воспринимающего/мыслящего субъекта (именно того, которые ведет данное рассуждение и притом без уточнения природы этого субъекта), останавливается на этом, сомневаясь или не принимая факта существования внешнего к нему мира. Солипсист считает, что тот поток информации - чувственных впечатлений, который воспринимает его сознание, может существовать сам по себе без наличия самого мира, иллюзию которого создает у субъекта. Следует отметить, что солипсизм абсолютно логически неопровержим и является, вероятно, самой глубокой философской ямой, превосходя идею Бога, которая следует из психологических склонностей и повседневных привычек мышления людей. Солипсист защищен от логических ошибок - он сомневается в существовании мира вообще, ему вообще не из чего делать какое-либо другие выводы. Формальный логически корректный выход из солипсизма (не опровержение, а путь, позволяющий сохранить последовательность обоснования философии) либо философский агностицизм (неопределенность) относительно истинности солипсизма в максимально аккуратной формулировке и практическое принятие внешнего мира, либо принятие внешнего мира по крайней мере за удобную модель вне зависимости от его существования/несуществования (с обязательным условием наличия закономерностей между чувственными впечатлениями). На практике - каждый человек отбрасывает и даже не рассматривает солипсизм как уместную систему мировосприятия.

Еще одно направление можно назвать "Регуляризмом". Характеризуется принятием тезиса о закономерном поведении мира, закономерности связи событий или в случае солиптического регуляризма закономерностях и связях между чувственными впечатлениями. Регуляризм является необходимой составляющей для возможности принятия познаваемости мира: при условии отсутствия закономерностей - мир оказывается абсолютно непознаваем и дальнейшие рассуждения и наблюдения не имеют смысла.

Научное мировоззрение. Научное мировоззрение стремится определить принципы функционирования, устройство и историю мира без постулирования тех или иных положений о строении мира заранее. Однако, отдельные постулаты, определяющие признание познаваемости мира (хотя бы до некоторой степени) все же необходимы - научное мировоззрение является "регуляристским", т.е. принимает принцип неизменности законов мира.

Идеалом научного мировоззрения является следования за тем, куда ведут доказательства, вне зависимости от мировоззренческих предпочтений ученого. Целью научного мировоззрения является установление объективных закономерностей функционирования и устройства мира.

Идеи общего философского Бога, например, Бога деизма может напрямую не противоречить научному мировоззрению. Однако, в ходе научных исследований в силу бесполезности такой концепции Бога, ее безразличию к ходу экспериментов, наблюдений, анализа результатов, построения и проверки гипотез она остается за рамками. Другие концепции бога - Бога, вмешивающегося в ход событий или руководящего функционированием мира обычно либо нарушают принцип неизменности законов мира, либо опять таки оказываются бесполезными. К счастью, ученым не приходится прибегать к использованию "бога пробелов в знании" ("God of the gaps"), законы материального мира до сих пор позволяли объективно разрешить научные споры, они по выражению Лапласа не нуждаются в гипотезе Бога. Принятие "God of the gaps" - "мы не знаем как объяснить А, значит здесь есть вмешательство Бога" как объяснение антинаучно - оно дает формальный и беcполезный ответ, мешая установлению реального устройства вещей и причин явлений. Что касается богов, описываемых религиями, научные данные постоянно вступают в конфликт с ними. И хотя так или иначе эти конфликты сглаживают, это сглаживание обычно происходит путем уступки религией части своей картины мира, как это произошло, например, с признанием Ватиканом в 1992 году (!) гелиоцентрической системы. Меньше всего страдают здесь те религии, которые меньше всего говорят об устройстве мира.

На настоящий момент, научное мировоззрение является де факто материалистичеcким и стоит на позициях практического атеизма, оставляя идею философского Бога за пределами исследований.

Пантеизм. Пантеизм также как и деизм лишает бога персональных качеств. Основным представлением пантеизма является присутствие бога во всем вокруг. Данное мировоззрение приравнивает бога природе, заменяет понятие вселенной на термин "бог", использует его как поэтический синоним вселенной. Хотя такой пантеистcкий бог, очевидно, существует, само замещение понятий по большему счету терминологический финт, способствующий неправильному восприятию людьми отношения пантеиста к религии.

Теизмы. Собственно религиозные философии, включающие бога или богов в свою картину мира.

Политеизмы, Язычество. Представление о наличии в мире богов, ответственных за определенную сферу жизни или функционирования мира. Являются прямым следствием одушевления неодушевленных предметов, явлений и сил природы. Возникают вследствие предрасположенности человека к наделению внешнего мира волей, разумом, моральными качествами, характером. Политеизмы обычно имеют свой пантеон богов с распределения ролей, силы. Зачастую отдельные боги вступают в противоборство. Часть богов могут иметь негативный с точки зрения морали характер и олицетворять силы зла - все факторы, приводящие к страданиям. В политеизмах не наблюдается "проблемы зла", в них нет всемогущего, всеблагого, справедливого Бога. Борьба добра со злом в мире этих богов является проекцией человеческой повседневности на мир богов.

Монотеизмы. Отводят единственному Богу роль создателя вселенной, считают его заинтересованным наблюдателем, верховным судьёй людей, установителем божественных моральных норм, обычно наделяют его всеведением, добротой, справедливостью, всемилостью и всепрощением. По мнению монотеистов Бог передает свою мудрость, моральные установления и культовые процедуры через пророков и писания. Отвлеченные общие атрибуты Бога (всемогущество) плохо вписываются в религиозные понятия о деталях мира, его функционирования. При сведении всех свойств, присваиваемых Богу в монотеизме также неизбежно возникает проблема зла: "Каким образом в мире под управлением всезнающего, всемогущего и доброго бога возможно существование зла". Источником монотеистического воззрения обчно выступают священные писания, иногда верующие утверждают авторство Бога. Серьезные исследования связенных текстов и их археологии обнаруживают следы человеческого компилятивного происхождения священных текстов, морального и информационного единства с социальной атмосферой эпохи их написания. Современный взгляд на мир выявляет несоответствие содержимого писаний реальному положению в мире. Наиболее ревностные монотеисты пытаются отстаивать буквальную достоверность писаний, оспаривают применимость научного подхода к их анализу и логики при анализе текстов, даже оспаривая научные теории, не вписывающиеся в их мировоззрение (Креационизм). Менее консервативные - постепенно отступают перед лицом фактов, переходя к аллегорическому и нравственно-поучительному трактованию. Однако такой подход делает все выводы теологии недействительными - ведь теологи обычно работали основываясь на божественности и непогрешимости текстов - и все их построения оказываются надуманными.

Среди рассмотренных мировоззрений только различные варианты теизма имеют собственные прямые моральные выводы.


©XIX Атеология