Атеология    αθεολογιΑ

Атеистическая философия.   Дата создания 2008.11.17


Эпигенетика.

Хотя генетический код, записанный в молекуле ДНК и составляет основу наследуемой информации, он не является единственным средством ее передачи. Помимо основной ДНК новый организм получает от родителей митохондриальную ДНК и целый набор уже готовой клеточной биохимии: белки, РНК различного назначения и т.д. Эта клеточная биохимия содержит в том числе и ферменты, осуществляющие поиск определенных последовательностей нуклеотидов в молекуле ДНК и осуществляют транскрипцию ее участка, зависящего от поисковой последовательности данного фермента. От того, какие именно ферменты будут переданы новому организму при зачатии, зависит, какие гены будут задействованы из набора имеющихся в ДНК. Дальнейший ход "считывания" генетического кода зависит от "считанных" на этом этапе генов. Разумеется, основная часть стартовых ферментов у развивающихся организмов одного вида одинакова (как и большая часть самого генетического кода), однако возможны и различия. Такие различия изначального биохимического состава оплодотворенного яйца оказываются дополнительными "виртуальными" генами. В клетках существуют и дополнительные механизмы, позволяющие одним генам блокировать или включать участки ДНК, содержащие другие гены посредством особых ферментов.

Для животных, у которых эмбрион развивается некоторое время в организме матери, важное значение приобретает взаимодействие набора генов ребенка с организмом матери, имеющим другой набор генов. В течение эмбрионального периода плод может подвергаться воздействиям генов (или физиологического состояния вообще) организма матери, которые, таким образом, не находясь в ДНК ребенка, тем не менее могут влиять на его развитие. Ярким примером взаимодействия материнского организма с организмом эмбриона являются имунные реакции организма матери, например, при различных группах крови.

Другим механизмом наследования черт помимо ДНК у животных достаточного уровня сложности является обучение. Отдельные поведенческие особенности, предпочтения, способы действий передаются наследственно путем копирования потомством элементов поведения родителей. Таким способом наследования передается в основном информация, касающаяся поведения, однако, через обучение, например, определенной диете возможно и более глубокое влияние на организм потомства.

Некоторое влияние на ход развития организма имеет и среда. В определенных стечениях обстоятельств возможно возникновение колец положительной обратной связи между развивающейся чертой организма и ее биохимической причиной, также создавая "виртуальные" гены. Например, если черта теплолюбивости рептилии закладывается на эмбриональном этапе развития плода под воздействием повышенной температуры среды, то такая рептилия, став в последствии матерью, будет склонна греться на солнце и способствовать развитию этой же черты у своего потомства. Такое наследование, как и наследование через обучение является менее жестким, чем химическое на уровне ДНК и ферментов.

В настоящий момент эпигенетика как наука только формируется.


©2008-2009 Атеология