Атеистическая философия.   Дата создания 2008.12.08

Ближайшие родственники человека.

Современная наука располагает очень надежным методом определения филогенетического родства биологических видов - методом побуквенного сравнения гомологических (сходных) участков генома. Текст генома человека и ближайших к человеку приматов составляет порядка 3 млрд "генетических букв" - нуклеотидов (A,T,C,G). Для анализа обычно выбирается один ген, кодирующий определенный белок. Геном содержит порядка 30 000 генов и результаты анализа по разным генам можно сопоставлять или дополнять друг другом (поскольку на малом промежутке времени количество мутаций может быть недостаточным для получения надежного результата). Сопоставление подтверждает степень достоверности установленного родства видов, поскольку, хотя параллельные случайные мутации отдельных букв и возможны, одновременное их наличие во многих местах крайне маловероятно, а перенос участка кода, например, вирусом (что иногда может происходить) из генома одного вида в геном другого не обеспечивает попадания в участка в аналогичное место на хромосоме.

Несколько более простая, но менее категоричная методика - гибридизация ДНК. Она также опирается на различия в геномах видов, но более грубо и обобщенно. Ее результат - только оценка степени молекулярной совместимости ДНК двух видов.

Если расположить виды по мере удаления родства от человека, то последовательность, установленная на настоящий момент следующая:

Время с момента расхождения видов от общих предков определяется как по ископаемым останкам, так и по количеству различий между текстами геномов видов. Наименьшая степень расхождения (T50H) - между двумя видами шимпанзе - 0.7. Несколько большее генетическое расстояние между человеком и шимпанзе 1.8 и человеком и карликовым шимпанзе 1.9. Геномы человека и шимпанзе идентичны на 98.4%. ДНК гориллы показывает несколько большие генетические различия с шимпанзе 2.1, 2.3 и человеком 2.4. Следующий по близости вид - орангутанг, имеющий в два раза более древнего общего предка с предыдущей группой и, соответственно, генетические различия резко возрастают: порядка 3.6...3.8 относительно каждого из предыдущих видов. Генетические различия гиббона с каждым из перечисленных видов составляет 5.1..5.6 условных единиц.

Для примера можно привести несколько детальных примеров сравнения текста геномов, подтверждающих именно такое филогенетическое дерево ближайших родственников человека. Общая длина гена ψη-глобина 12 741 нуклеотидов. Среди них 12 точек общие только для человека и шимпанзе и отличны от любого другого вида: на этапе общего предка человека и шимпанзе ген претерпел следующие изменения:
замены в позицииях (локусах) 6062 T→C, 10947 A→G, 12110 A→G; 583 A→C, 7075 T→G, 8910 T→G; вставка T в позицию 4821; и пять выпадений: позиция 1700, позиции 4576...4579, позиция 4999, позиции 5945...5946 и позиции 9159...9164.

Для сравнения: мест, уникально объединяющих только человека и гориллу против других видов - три и все они - единичные замены, что позволяет им быть независимыми мутациями:
в позиции 35 G→A, 7986 T→C и 11816 C→G

Аналогично, мест, выделяющих гориллу и шимпанзе вместе против других приматов - четыре: три замены и одно выпадение
в позиции 6748 A→C, 6751 A→G и 8746 C→T и выпадение позиций 1777...1782.

В последнем случае выпадение одних и тех же 6 букв независимо у гориллы и шимпанзе маловероятно, что означает, что аллель (вариант гена) с выпадением 6 букв у предка, общего для шимпанзе, гориллы и человека существовал параллельно полному варианту, но у человека в конечном итоге распространение получил полный вариант, а у гориллы и шимпанзе - с выпадением. Именно учет таких ситуаций требует использования сравнения по значительному количеству уникально общих мест.

В целом, все данные достаточно однозначно указывают на имеено такое филогенетическое дерево и не противоречат географическому распределению ареалов обитания.

Детальные данные по содержанию гомологических участков взяты из статьи Wendy J. Bayley et al "Molecular Evolution of the ψη-Globin Gene Locus: Gibbon Phylogeny and the Hominoid Slowdown", опубликованной Wayne State University School of Medicine, 1990.
Данные по близости родства по результатам гибридизации ДНК приведены по статье Sibley C. G., Ahlquist J. E. "The phylogeny of the hominoid primates, as indicated by DNA-DNA hybridization.", журнал Molecular Evolution 20:2-l 5, 1984.