Атеистическая философия.   2008.08.17

Корпускулярно-волновой дуализм

При исследовании поведения света физиками было обнаружено странное свойство: в одних экспериментах поведение света соответствовало поведению потока частиц или отдельных частиц, в других - свет проявлял волновой характер - вел себя как поперечная волна в упругой среде. Аналогичные свойства были обнаружены и у элементарных частиц, таких как электрон. Такое двоякое поведение получило название корпускулярно-волнового дуализма.

Суть корпускулярно-волнового дуализма заключается в том, что ни свет ни элементарные частицы не являются ни частицами, ни волнами в привычном понимании. Человеческое сознание и воображение не имеет средств для наглядного представления объектов микромира. Частицы и волны здесь являются моделями ограниченной применимости, наглядными аналогами из повседневного макромира, подкрепленные математическими соотношениями. Часть аспектов поведения лучше описывается для корпускулярной модели, часть - для волновой. Поскольку выбор той или иной модели для каждой ситуации достаточно прост, то с точки зрения математики затруднение относительно легко решается.