Атеистическая философия.   Дата изменения 2008.08.17

Научный метод

Наука в XXI веку достигла больших высот в выяснении устройства окружающего мира, законов его развития и функционирования, практическом применении полученных знаний в технике. Сила науки заключена не просто в достижениях ученых, а в научном методе, позволяющем получать объективную информацию об окружающем мире.

При проверки научных гипотез существует два дополняющих друг друга аспекта: верификация - проверка наличия фактов, подтверждающих гипотезу и фальсификация - поиск фактов, которые могли бы опровергнуть гипотезу. Факты, укладывающиеся в теорию, обычно обнаруживаются еще при ее разработке - собственно, именно по ним теория и разрабатывается. Именно из систематизации фактов формируется гипотеза об имеющейся взаимосвязи явлений, подлежащая подтверждению или опровержению. Данная сторона теоретизации фактов характерна как для науки, так и для обыденного мышления. В силу психологических факторов позитивное подкрепление предположения очень эффективно убеждает человека в его истинности, и это - слабое место естественных познавательных возможностей человека.

Второй аспект проверки соответствия теории реальному положению вещей в мире - фальсификация более характерен для научного метода - является основным принципом научного подхода. В подтверждение гипотезы почти всегда можно найти какой-либо пример выполнения, количество таких примеров, разумеется, увеличивает "вес" гипотезы, однако гораздо более важно отсутствие контр-примеров - примеров, опровергающих гипотезу, ведь одного корректного примера достаточно для опровержения гипотезы. Практическая ценность фальсификационной проверки в познании выше, чем ценность верификационной, еще и за счет того, что верификация совершенно естественна для обыденного мышления, автоматически интуитивно выполняется человеком, в то время, как фальсификация требует особого внимания, хотя у ученых она входит в привычку.

Частью процесса фальсификационной проверки гипотезы часто выступает проверка неожиданных предсказаний теории, сопоставление фактов с теоретическим выводами. Одним из наиболее известных впечатляющих примеров такой проверки было открытие Нептуна, существование которого было предсказано Ньютоном из закона тяготения: неизвестная ранее планета была обнаружена именно там, где она должна была быть, исходя из уравнений.

Существуют принципиально нефальсифицируемые теории - такие теории, в которые можно вписать любые факты. Ни наличие, ни отсутствие какого-либо факта не противоречит такой теории. Вопреки интуитивному восприятию этой черты как сильной стороны теории, на самом деле она является слабостью. Более сильная теория - та, которая могла бы быть опровергнута наблюдением определенного факта, но факта не наблюдается, или же, наоборот, отсутствие факта было бы опровержением гипотезы, но факт наблюдается. Та же теория, которая совместима с любым положением относительно данного факта - не подтверждается, хотя и не опровергается им, не объясняет его, по крайней мере в одиночку.

Особая склонность человеческой психики доверять положительному подкреплению вполне обоснована с точки зрения эволюции психики. Для мыслящего существа гораздо более опасно пропустить имеющуюся в мире закономерность, чем ложно опознать отсутствующую. Тот индивид, который перестраховывается в сфере познания, принимая большее количество предположений, с большей вероятностью обойдет закономерную опасность, хотя и затратит лишнее время и лишние усилия на ложно опознанные закономерности. В то же время, индивид, настроенный скептически, склонный принимать меньше предположений об имеющихся закономерностях в пользу их достоверности имеет гораздо больше шансов пропустить имеющуюся закономерность, хотя обнаруженные им будут более достоверны. Цена пропущенной закономерности обычно выше цены ненужных затрат на несуществующую. Именно поэтому разум высокоразвитых животных, в том числе человека, склонен к суевериям и другим проявлениям нахождения ложных закономерностей.

Фальсифицируемость теории является обязательным условием научности теории. Существуют менее строгие правила - методологические подходы. Например, "бритва Оккама" принцип, гласящий "Не множь сущности без необходимости". Строго говоря, реальность не обязана соответствовать наиболее простому из имеющихся объяснений, однако именно с наиболее простых мысленных построений и теорий следует начинать попытки объяснения, поскольку, чем выше сложность объяснения, тем больше построений аналогичной сложности и меньше вероятность попасть в действительное положение вещей. Кроме того, в сторону увеличения сложности объяснения граница практически отсутствует и, начиная сразу со сложных объяснений, практически невозможно добраться до действительного. Начиная же с наипростейшего и убедившись в его неработоспособности, можно перейти к более сложному.

Античные и средневековые мыслители часто считали возможным исследование мира путем чистого рассуждения без применения эксперимента и наблюдения, "чистым разумом". Такое "чистое рассуждение" порой приводило их к абсурдным выводам. На самом деле, считая свои рассуждения чистыми от опыта, они делали ошибку - они неосознанно использовали свой повседневный опыт, повседневные наблюдения, не понимая этого. Как результат, они не только вводили в рассуждения ошибки и заблуждения, но и были лишены возможности понять это, отрицая использование практики. Научный метод опирается на наблюдение и эксперимент.

Научная теория обязательно подлежит проверке на соответствие фактам окружающего мира, а также другим теориям. К научным экспериментам применяется требования объективности (независимости от экспериментатора) и повторяемости (воспроизводимости). Сильной стороной науки является то, что при желании человек имеет возможность ознакомившись с теориями и фактами путем расчета или эксперимента проверить отдельный элемент научной картины мира. Опыты прошлого не закрыты от современных людей.

Физическое познание. Познание окружающего физического мира представляет собой построение моделей реальности, отображающих до того или иного уровня детализации аспекты поведения физических объектов. Модель может быть визуализационной (название условно) - отображение физического объекта при помощи аналогов из повседневного опыта, например, представление атома как упругого шарика. До некоторой степени и глубины исследования такое моделирование достаточно продуктивно, однако на уровнях, далеких от повседневности, например, в области элементарных частиц или квантовой механики, такое моделирование перестает давать результаты, возникают трудности с поиском повседневных аналогов. Визуализационное познание дает возможность построить мысленную картину мира.

Другие модели - формализованные. Это модели на уровне логики, математики, формул. До некоторой степени эти модели привязаны к визуализационным - являются математическим отображением приведения физических объектов к привычным аналогиям. Например, формулы молекулярно-кинетической теории в простейшем варианте ориентируются на представление молекул газа в виде упругих шариков или групп шариков. В других случаях, например в световых явлениях, одна визуализационная модель уже не в состоянии обеспечить корректное соответствие всех явлений - здесь существует две модели - корпускулярная и волновая, которые при попытке мысленного представления дают противоречие, вытекающее из отсутствия подходящих повседневных аналогов. В области квантовой механики визуализация, по-видимому, вообще невозможна, хотя математические модели и сохраняют предсказательную силу.