Атеистическая философия.   Дата срздания 2008.08.12, изменения 2008.08.21

Эгоистичный ген

Во второй половине XX век в качестве фундаментального механизма эволюции была принята концепция эгоистичного гена – генетический механизм эволюции посредством естественного отбора. Особо важную роль в утверждении этой теории стало открытие в 1953 году структуры двойной спирали ДНК - хранилища всех генов особи. До этого открытия аналогичную гену роль играла абстрактная черта организма. После открытия стал известен элементарный физический носитель наследственности - ген - последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК.

С пониманием концепции эгоистичного гена изменился центральный объект естественного отбора - теперь это стал не организм в целом, а отдельные гены. В результате разрешились проблемы в объяснении эволюционного происхождения многих черт живых организмов, зачастую губительных для самого организма.

Смысл концепции эгоистичного гена. Эволюция вида представляет собой изменение распространенности конкретных генов в генофонде. Наибольшее распространение получают те гены, функционирование которых способствует увеличению числа копий этого гена в генофонде - таких же генов в организмах других особей. Это возможно либо за счет содействия гена выживаемости любого организма содержащего ген (собственного организма, содержащего ген или, например, его родственников, содержащих ген) или увеличения продуктивности - увеличение количества потомков, которые имеют шансы стать носителями этого гена. Название концепции происходит от видимого эффекта такой зависимости: в популяции распространяются те гены, которые "эгоистично стремятся" увеличить число своих копий в генофонде.

Разумеется, никаким действительным стремлением и сознанием гены не обладают. Каждый ген имеет свой фенотипический эффект - свое проявление в виде морфологических или поведенческих черт, которое либо способствует выживанию самого организма, организмов его родственников, увеличению числа потомков, либо препятствует. Наличие фенотипического эффекта, способствующего выживанию и размножению со временем повышает количественное соотношение особей-носителей гена, ответственного за этот эффект в популяции. В итоге именно гены с полезным для организма-носителя, его родственников или благоприятным для размножения действием получают распространение, вытесняют других, как бы "стремятся" распространиться.

Способы "стремления" генов к распространению. Самый очевидный способ - повышение репродуктивности организма-носителя - повышение количества детей, каждый из которых имеет определенную вероятность стать носителем конкретного гена родителя. Второй способ - повышение выживаемости потомства - наличие гена-копии в организмах потомства делает эволюционно-значимым выживание потомства до его репродуктивного возраста. Иначе, после смерти потомства копии гена исчезает из генофонда. Таким образом, становится легко объяснимой забота родителей о потомстве, альтруистическое поведение по отношению к родственникам, вызывавшие трудности при рассмотрении особи в качестве фундаментальной единицы отбора. Аналогичным образом ген, способствующий выживанию любого другого родственника, способствует распространению или сохранению своих копий в генофонде. Этот механизм получил название "кин-отбор" (родственный отбор): при содействии выживанию своего потомства или родственника - ген имеет большие шансы содействовать выживанию своих копии организме потомства. Относительно альтруистического поведения следует упомянуть, что механизм кин-отбора не "требует" четкой идентификации организма как родственного. Так например, ген вызывающий желание заботиться о любом мелком живом существе в период после родов, будет получать распространение именно за счет механизма кин-отбора: мелкое живое существо почти наверняка окажется детенышем, с высокой вероятностью наличия этого же гена. Тем не менее, само побуждение, вызываемое геном может проявиться в заботе о совершенно постороннем живом существе, явно не содержащем данного гена.

Выживание и распространение гена требует достаточно длительной способности организма-носителя к выживанию. Это приводит к практически повсеместному соответствию "интересов" выживания гена и "интересов" особи-носителя, однако, оставляет приоритет за выживанием и распространением в популяции именно гена (не важно в данном или другом организме), а не выживанием организма.

В отличие от многих других теорий, концепция эгоистичного гена при осознании ее смысла и знании механизма наследственности становится самоочевидной.